Bt-teh.ru

БТ Тех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Управление скоростью вращения однофазных двигателей

Управление скоростью вращения однофазных двигателей

Изменение оборотов асинхронного двигателя

Однофазные асинхронные двигатели питаются от обычной сети переменного напряжения 220 В.

Наиболее распространённая конструкция таких двигателей содержит две (или более) обмотки — рабочую и фазосдвигающую. Рабочая питается напрямую, а дополнительная через конденсатор, который сдвигает фазу на 90 градусов, что создаёт вращающееся магнитное поле. Поэтому такие двигатели ещё называют двухфазные или конденсаторные.

Схема обмоток конденсаторного электромотораКонденсаторный двигатель с фазосдвигающей обмоткой

Регулировать скорость вращения таких двигателей необходимо, например, для:

  • изменения расхода воздуха в системе вентиляции
  • регулирования производительности насосов
  • изменения скорости движущихся деталей, например в станках, конвеерах

В системах вентиляции это позволяет экономить электроэнергию, снизить уровень акустического шума установки, установить необходимую производительность.

Способы регулирования

Рассматривать механические способы изменения скорости вращения, например редукторы, муфты, шестерёнчатые трансмиссии мы не будем. Также не затронем способ изменения количества полюсов обмоток.

Рассмотрим способы с изменением электрических параметров:

  • изменение напряжения питания двигателя
  • изменение частоты питающего напряжения

Регулирование напряжением

Регулирование скорости этим способом связано с изменением, так называемого, скольжения двигателя — разностью между скоростью вращения магнитного поля, создаваемого неподвижным статором двигателя и его движущимся ротором:

n1 скорость вращения магнитного поля

n2 — скорость вращения ротора

При этом обязательно выделяется энергия скольжения — из-за чего сильнее нагреваются обмотки двигателя.

Данный способ имеет небольшой диапазон регулирования, примерно 2:1, а также может осуществляться только вниз — то есть, снижением питающего напряжения.

При регулировании скорости таким способом необходимо устанавливать двигатели завышенной мощности.

Но несмотря на это, этот способ используется довольно часто для двигателей небольшой мощности с вентиляторной нагрузкой.

На практике для этого применяют различные схемы регуляторов.

Автотрансформаторное регулирование напряжения

Автотрансформатор — это обычный трансформатор, но с одной обмоткой и с отводами от части витков. При этом нет гальванической развязки от сети, но она в данном случае и не нужна, поэтому получается экономия из-за отсутствия вторичной обмотки.

Регулировка скорости асинхронного двигателя

На схеме изображён автотрансформатор T1, переключатель SW1, на который приходят отводы с разным напряжением, и двигатель М1.

Регулировка получается ступенчатой, обычно используют не более 5 ступеней регулирования.

Преимущества данной схемы:

      • неискажённая форма выходного напряжения (чистая синусоида)
      • хорошая перегрузочная способность трансформатора

      Недостатки:

          • большая масса и габариты трансформатора (зависят от мощности нагрузочного мотора)
          • все недостатки присущие регулировке напряжением

          Регулирование напряжением скорости вращения двигателяУправление скоростью двигателя трансформатором

          Тиристорный регулятор оборотов двигателя

          В данной схеме используются ключи — два тиристора, включённых встречно-параллельно (напряжение переменное, поэтому каждый тиристор пропускает свою полуволну напряжения) или симистор.

          Принципиальная электронная схема регулятора оборотов двигателя вентилятора

          Схема управления регулирует момент открытия и закрытия тиристоров относительно фазового перехода через ноль, соответственно «отрезается» кусок вначале или, реже в конце волны напряжения.

          Таким образом изменяется среднеквадратичное значение напряжения.

          Данная схема довольно широко используется для регулирования активной нагрузки — ламп накаливания и всевозможных нагревательных приборов (так называемые диммеры).

          Ещё один способ регулирования — пропуск полупериодов волны напряжения, но при частоте в сети 50 Гц для двигателя это будет заметно — шумы и рывки при работе.

          Для управления двигателями регуляторы модифицируют из-за особенностей индуктивной нагрузки:

          • устанавливают защитные LRC-цепи для защиты силового ключа (конденсаторы, резисторы, дроссели)
          • добавляют на выходе конденсатор для корректировки формы волны напряжения
          • ограничивают минимальную мощность регулирования напряжения — для гарантированного старта двигателя
          • используют тиристоры с током в несколько раз превышающим ток электромотора

          Достоинства тиристорных регуляторов:

              • низкая стоимость
              • малая масса и размеры

              Недостатки:

                  • можно использовать для двигателей небольшой мощности
                  • при работе возможен шум, треск, рывки двигателя
                  • при использовании симисторов на двигатель попадает постоянное напряжение
                  • все недостатки регулирования напряжением

                  Используется для изменения оборотов вентилятораУстройство тиристорного регулятора

                  Стоит отметить, что в большинстве современных кондиционеров среднего и высшего уровня скорость вентилятора регулируется именно таким способом.

                  Транзисторный регулятор напряжения

                  Как называет его сам производитель — электронный автотрансформатор или ШИМ-регулятор.

                  Электронный трансформатор для двигателя вентилятора

                  Изменение напряжения осуществляется по принципу ШИМ (широтно-импульсная модуляция), а в выходном каскаде используются транзисторы — полевые или биполярные с изолированным затвором (IGBT).

                  Электронная схема трансформатора регулировки вращения двигателя

                  Выходные транзисторы коммутируются с высокой частотой (около 50 кГц), если при этом изменить ширину импульсов и пауз между ними, то изменится и результирующее напряжение на нагрузке. Чем короче импульс и длиннее паузы между ними, тем меньше в итоге напряжение и подводимая мощность.

                  Для двигателя, на частоте в несколько десятков кГц, изменение ширины импульсов равносильно изменению напряжения.

                  Выходной каскад такой же как и у частотного преобразователя, только для одной фазы — диодный выпрямитель и два транзистора вместо шести, а схема управления изменяет выходное напряжение.

                  Плюсы электронного автотрансформатора:

                        • Небольшие габариты и масса прибора
                        • Невысокая стоимость
                        • Чистая, неискажённая форма выходного тока
                        • Отсутствует гул на низких оборотах
                        • Управление сигналом 0-10 Вольт

                        Слабые стороны:

                              • Расстояние от прибора до двигателя не более 5 метров (этот недостаток устраняется при использовании дистанционного регулятора)
                              • Все недостатки регулировки напряжением

                              Частотное регулирование

                              Ещё совсем недавно (10 лет назад) частотных регуляторов скорости двигателей на рынке было ограниченное количество, и стоили они довольно дорого. Причина — не было дешёвых силовых высоковольтных транзисторов и модулей.

                              Но разработки в области твердотельной электроники позволили вывести на рынок силовые IGBT-модули. Как следствие — массовое появление на рынке инверторных кондиционеров, сварочных инверторов, преобразователей частоты.

                              На данный момент частотное преобразование — основной способ регулирования мощности, производительности, скорости всех устройств и механизмов приводом в которых является электродвигатель.

                              Однако, преобразователи частоты предназначены для управления трёхфазными электродвигателями.

                              Однофазные двигатели могут управляться:

                              • специализированными однофазными ПЧ
                              • трёхфазными ПЧ с исключением конденсатора

                              Преобразователи для однофазных двигателей

                              В настоящее время только один производитель заявляет о серийном выпуске специализированного ПЧ для конденсаторных двигателей — INVERTEK DRIVES.

                              Это модель Optidrive E2

                              Частотный преобразователь для однофазных двигателей

                              Для стабильного запуска и работы двигателя используются специальные алгоритмы.

                              При этом регулировка частоты возможна и вверх, но в ограниченном диапазоне частот, этому мешает конденсатор установленный в цепи фазосдвигающей обмотки, так как его сопротивление напрямую зависит от частоты тока:

                              f — частота тока

                              С — ёмкость конденсатора

                              В выходном каскаде используется мостовая схема с четырьмя выходными IGBT транзисторами:

                              Преобразователь частоты для однофазного двигателя

                              Optidrive E2 позволяет управлять двигателем без исключения из схемы конденсатора, то есть без изменения конструкции двигателя — в некоторых моделях это сделать довольно сложно.

                              Преимущества специализированного частотного преобразователя:

                                    • интеллектуальное управление двигателем
                                    • стабильно устойчивая работа двигателя
                                    • огромные возможности современных ПЧ:
                                      • возможность управлять работой двигателя для поддержания определённых характеристик (давления воды, расхода воздуха, скорости при изменяющейся нагрузке)
                                      • многочисленные защиты (двигателя и самого прибора)
                                      • входы для датчиков (цифровые и аналоговые)
                                      • различные выходы
                                      • коммуникационный интерфейс (для управления, мониторинга)
                                      • предустановленные скорости
                                      • ПИД-регулятор

                                      Минусы использования однофазного ПЧ:

                                            • ограниченное управление частотой
                                            • высокая стоимость

                                            Использование ЧП для трёхфазных двигателей

                                            Частотный преобразователь Тошиба

                                            Стандартный частотник имеет на выходе трёхфазное напряжение. При подключении к ему однофазного двигателя из него извлекают конденсатор и соединяют по приведённой ниже схеме:

                                            Из однофазного двигателя удаляют конденсатор

                                            Геометрическое расположение обмоток друг относительно друга в статоре асинхронного двигателя составляет 90°:

                                            Расположение обмоток

                                            Фазовый сдвиг трёхфазного напряжения -120°, как следствие этого — магнитное поле будет не круговое , а пульсирующее и его уровень будет меньше чем при питании со сдвигом в 90°.

                                            В некоторых конденсаторных двигателях дополнительная обмотка выполняется более тонким проводом и соответственно имеет более высокое сопротивление.

                                            При работе без конденсатора это приведёт к:

                                            • более сильному нагреву обмотки (срок службы сокращается, возможны кз и межвитковые замыкания)
                                            • разному току в обмотках

                                            Многие ПЧ имеют защиту от асимметрии токов в обмотках, при невозможности отключить эту функцию в приборе работа по данной схеме будет невозможна

                                            Преимущества:

                                                    • более низкая стоимость по сравнению со специализированными ПЧ
                                                    • огромный выбор по мощности и производителям
                                                    • более широкий диапазон регулирования частоты
                                                    • все преимущества ПЧ (входы/выходы, интеллектуальные алгоритмы работы, коммуникационные интерфейсы)

                                                    Недостатки метода:

                                                    Блок регулировки скорости вентилятора отопителя газель бизнес

                                                    />

                                                    Самовывоз – из магазина "Автозапчасти" по адресу: Москва, ул. Коминтерна, д.20/2, схема проезда (УТОЧНЯЙТЕ НАЛИЧИЕ ПЕРЕД ВЫЕЗДОМ).

                                                    Наши тарифы на доставку автозапчастей для физ. лиц:

                                                    • по Москве в пределах МКАД, в город: Мытищи – 500 руб.
                                                    • по Московской области – 500 руб. + 40 руб. за километр.
                                                    • по России – по расценкам сторонних транспортных компаний (отправка компаниями «Деловые линии», «СДЭК», ТК «Энергия» и другими).

                                                    Доставка для юридических лиц при стоимости заказа от 15 000 руб. по Москве БЕСПЛАТНО!

                                                    Для оплаты по безналичному расчету пришлите нам реквизиты Вашей организации на e-mail: shop@detali15.ru .

                                                    Москва, ул. Коминтерна, д. 20/2. Тел.: +7 800 500-72-83, 8 (495) 134-81-15

                                                    Печка в автомобиле Газель Бизнес – очень важный агрегат. Значимость его повышается с уменьшение температуры окружающей среды. Данный вид транспорта считается коммерческим, и обслуживать его нужно не так, как гражданский, поскольку специфика эксплуатации коммерческих автомобилей предусматривает каждодневную эксплуатацию по многу часов. И если на гражданском авто можно пренебречь некоторыми неисправностями, то коммерческие автомобили требуют немедленного устранения поломки. И даже маленькая поломка, проявляющаяся на протяжении длительного времени, способна утомить водителя, и последствия такой халатности могут быть очень серьёзными. Для начала необходимо выявить причину неисправности, а уж потом приступать к устранению.

                                                    Диагностика

                                                    Для выявления причин нужно провести диагностику неисправности. Установка причины поломки может сэкономить вам время. Это важный этап ремонта, и чем эффективнее провести диагностику, тем выше вероятность устранения неисправности. Регулятор оборотов печки Газель отвечает за скорость вращения мотора отопителя. Это, по сути, сопротивление распаянного на плате. Чтобы выявить неисправность резистора, нужно проверить работу отопителя на всех оборотах. Если работает только на максимальных оборотах, то с большой долей вероятности можно сказать, что это реостат. Если же печка не работает во всех положениях, то дело, скорее всего, в неработающем моторчике.

                                                    Ремонт

                                                    Если причина в реостате, то его необходимо снять и либо отремонтировать, либо заменить.

                                                    Нужно отметить, что реостат работает в очень суровых условиях, собирая на себя пыль, которая поступает из мотора печки. Специфика работы реостата такова, что в процессе идёт сильный нагрев, и для охлаждения используется воздух из моторчика отопителя. А этот воздух имеет в своём составе большое количество пыли. Она накапливается на плате, и когда её становится много, начинает проводить ток. Это может стать причиной самопроизвольного включения или выключения моторчика отопителя. Ремонтировать плату есть смысл, если вы умеете это делать и у вас есть для этого всё необходимое. В остальных же случаях плату нужно заменить на новую. Для того чтобы добраться до реостата, необходимо либо снять торпеду, либо прорезать отверстие в торпеде, либо подключить новый регулятор, не снимая старый.

                                                    Первый способ очень трудоёмкий, и для него нужна ремонтная база и наличие хотя бы одного помощника.

                                                    Второй способ не очень эстетичный, но справедливости ради нужно отметить, что отверстие проделывается не в самой торпеде, а лишь под ящиком для документов, и при установленном ящике отверстие не видно. При первой замене занимает чуть больше времени, а вот при последующих это можно сделать значительно быстрее. Большим плюсом данного способа является простота, возможность произвести ремонт без наличия большого количества инструмента прямо в дороге (при наличии запасной платы).

                                                    Третий способ, и на нём хотелось бы остановиться более подробно, обеспечивает доступ к реостату и его замену за считанные минуты. По сути, мы отключаем от схемы реостат, находящийся в верхней части отопителя, и выносим в любое удобное для нас место. Реостат необходимо поместить в короб, на который нужно закрепить кулер (для охлаждения). Затем установить под торпедой (ну или где вам удобнее) и, выключив из схемы нерабочий резистор, подключить новый, не забыв подать питание на кулер. Теперь отопитель будет работать в штатном режиме. И после такой модернизации при наличии первых симптомов выхода из строя регулятора, замена займёт порядка 20 минут. А так как резисторы ломаются очень часто, то в дальнейшем это вам сэкономит большое количество времени.

                                                    Конечно, остаётся непонятным, почему конструкторы так ограничили доступ к такому ненадёжному оборудованию. Но с такими модернизациями времени на ремонт будет уходить намного меньше. Также увеличивается возможность проведения ремонта в дороге и продолжения движения с комфортом, что понижает утомляемость водителя.

                                                    Обратите внимание! Фотографии носят исключительно ознакомительный характер и могут отличаться от товара, фактически имеющегося на складах. Если Вас интересуют какие-то определённые характеристики (цвет, форма, размер, соответствие с товаром на складе и иные), просим уточнять данную информацию у менеджеров при согласовании заказа.

                                                    Тамбовская: В наличии

                                                    Непокорённых: Под заказ

                                                    Стачек: В наличии

                                                    Парашютная: Под заказ

                                                    Описание

                                                    Блок регулировки скорости вентилятора отопителя ГАЗель Бизнес 3302, Волга 31105 ** "ГАЗ" / МК45732140-02 (UT.8121500-05) ("Юнитекс")

                                                    • артикул МК45732140-02 (UT.8121500-05) ("Юнитекс");
                                                    • есть в наличии и доступен для покупки;
                                                    • цена по состоянию на 03.01.20 — 858 рублей;
                                                    • доставка осуществляется по всей России.

                                                    Оформите заказ на данный товар онлайн или по телефону 8 800 700-9-554.

                                                    Нужно быть авторизованным на сайте, чтобы оставить вопрос по товару.

                                                    Главный офис выдачи: г. Санкт-Петербург, Тамбовская 58

                                                    Телефон: 8-800-700-9-554 (звонок по России бесплатный)
                                                    +7(812) 336-22-92 (336-BAZA)

                                                    © 1997-2020, "BAZA ВСЁ ДЛЯ УАЗА" продаёт запчасти в Санкт-Петербурге для всех видов УАЗ: Буханка, Патриот, Карго, Пикап, Профи, Хантер, 469, Симбир. У нас есть автозапчасти в наличии и под заказ.

                                                    Обзор контроллера вентиляторов ZALMAN ZM-MFC1

                                                    В большинстве современных компьютеров основным источником шума являются вентиляторы. Работать и отдыхать рядом с таким шумящим ящичком весьма сомнительное удовольствие. К большому сожалению, просто взять и отключить вентиляторы, увы, нельзя. Зато можно уменьшить их скорость, тем самым существенно снизив уровень издаваемого ими шума. Ведь при обычной офисной работе или при интернет-серфинге компьютерные внутренности греются гораздо меньше, чем, например при играх.

                                                    Полтора года назад шум от компьютера меня подвигнул меня на изготовление такого устройства:

                                                    Это обычная заглушка пятидюймового отсека, на которой установлены 4 тумблера и 8 контрольных светодиодов. Два двухпозиционных тумблера слева (12 В/5 В) отвечают за охлаждение процессора и видеокарты. Два трехпозиционных тумблера справа (12 В/выкл./5 В) отвечают за корпусные вентиляторы. Единственное, что меня не устраивало в этой панельке, это то, что скорости вращения вентиляторов фиксированы. Ну и, наверное, очень простой дизайн, вернее его полное отсутствие 🙂

                                                    Следующим моим шагом должно было стать изготовление контроллера вентиляторов с бесступенчатой регулировкой скорости вращения, так называемого «реобаса». Я даже переменные резисторы купил… Но, к сожалению, так и не нашел времени все это собрать. А тут и различные производители выкинули на российский рынок достаточно большое количество готовых контроллеров. Собственно один из таких продуктов мы сегодня и рассмотрим

                                                    Заводской «шумодав» Zalman

                                                    Корейская компания ZALMAN производит большое количество компьютерных комплектующих, главной отличительной чертой которых является стремление максимально снизить шум, издаваемый компьютером. Компаний была разработана целая система CNPS (Computer Noise Prevention System) для борьбы с шумом, издаваемым компьютером. Сегодня мы рассмотрим один из продуктов, предназначенный для снижения шума вентиляторов. ZALMAN ZM-MFC1 Multi Fan Speed Controller представляет собой 6 канальный ручной контроллер вентиляторов устанавливаемый в пятидюймовый отсек компьютера и позволяющий регулировать скорость (т.е. соотношение шум/производительность) у установленных вентиляторов.

                                                    • Универсальный контроллер вентиляторов:
                                                      • 4 канала: регулирование скорости вентиляторов трехконтактным разъемом (7 Вт или ниже) с помощью регулятора скорости вентиляторов
                                                      • 2 канала: двухуровневое (+5 В, +12 В) регулирование скорости вентиляторов или других электронных устройств с двухконтактным разъемом при помощи тумблера
                                                      • контроллер ZALMAN ZM-MFC1
                                                      • 2 соединительных кабеля С1
                                                      • 2 соединительных кабеля С2
                                                      • 4 крепежных болта
                                                      • краткая инструкция по установке

                                                      Дизайн и внешний вид

                                                      Упаковка контроллера выполнена в характерном для компании ZALMAN дизайне. Через окошко прекрасно видно сам контроллер, так что ошибиться при покупке невозможно. На задней стороне упаковки находится краткая инструкция-иллюстрация по подключению.

                                                      Выглядит контроллер весьма необычно. Передняя панель изготовлена из полупрозрачного темно-синего пластика. В верхней части устройства идет ряд из шести светодиодных индикаторов, под ним расположились четыре металлические ручки и два трехпозиционных переключателя. Все ручки и переключатели подписаны fan1-fan6. Также присутствуют надписи показывающие модель устройства — «ZALMAN ZM-MFC1», его назначение — «Multi Fan Speed Controller», а так же два веб-адреса компании производителя — корейский и американский.

                                                      Нельзя сказать, что такой дизайн понравится всем пользователям. Но это слишком субъективно. Очевидный его недостаток заключается в том, что на передней панели остаются отпечатки пальцев и панель очень быстро «залапывается», теряет хороший внешний вид.

                                                      Металлические ручки достаточно удобны и не проскальзывают в руках. Ручка крутится легко, с минимальным усилием и позволяет достаточно точно выставить желаемое напряжение. К сожалению, отсутствуют какие-либо метки обозначающие положение ручки. Судить об этом можно только по яркости свечения светодиода-индикатора. Ход ручки составляет примерно 270°. Минимальное значение исходящего напряжения достигается в крайнем левом положении, максимальное — в крайнем правом.

                                                      Яркость свечения первых четырех светодиодных индикаторов зависит от исходящего напряжения. Чем больше напряжение, тем больше яркость. При минимальном напряжении светодиод едва заметно мерцает, при максимальном — горит ярко и ровно. Стоит заметить, что индикатор будет работать только в том случае, если к панели подключен вентилятор, имеющий тахометр. Т.е. в вентиляторном разъеме будут 3 провода. В случае отсутствия тахометра (2 провода) управление так же возможно, но никакой индикации не будет.

                                                      • +12 v (+12 В)
                                                      • off (выключено)
                                                      • +5 v (+5 В)

                                                      Сюда можно подключить не только вентиляторы, но и другие устройства, например, неоновые лампы подсветки. Светодиодные индикаторы светятся красным цветом в положении «+12v» и синим цветом в положении «+5v». В положении «off» индикатор не работает.

                                                      Посмотрим на контроллер сзади. Качество изготовления печатной платы не вызывает никаких сомнений — все сделано очень аккуратно. На стабилизаторах установлены радиаторы охлаждения — во избежание перегрева. На плате распаяны четыре трехконтактных разъема (2 белого цвета, 2 синего), два двухконтактных разъема для подключения вентиляторов. Здесь же располагается 4-контактный разъем для подключения питания устройства. Все разъемы подписаны, ошибиться при подключении весьма сложно.

                                                      Сборка

                                                      После того как устройство осмотрено со всех сторон, пора бы его подключить и проверить в действии. Для этого вытаскиваем из корпуса пятидюймовую заглушку вставляем на ее место контроллер закручиваем 4 винта идущие в комплекте. И понимаем, что по-хорошему, соединительные кабели нужно было подключить до установки в корпус. Поскольку подключение кабелей к установленному контроллеру (особенно если остальные пятидюймовые отсеки заняты) является весьма нетривиальным процессом.

                                                      Напомню, что в комплекте поставляются 4 соединительных кабеля (2 кабеля типа С1 и 2 кабеля типа С2). Кабель C1 используется в том случае, если скорость вентилятора не нужно контролировать через материнскую плату. Т.е. это просто удлинитель длиной 40 см, одним концом подключающийся к контроллеру, другим к вентилятору. Кабель C2 используется, если скорость вентилятора необходимо контролировать через материнскую плату. На этом кабеле 3 разъема, один подключается к контроллеру, второй к вентилятору, третий к материнской плате. Длина кабеля — также 40 см. Естественно стоит учитывать, имеется ли на материнской плате мониторинг скорости вентиляторов (на старых платах может отсутствовать). Таким образом, можно подключить вентилятор процессорного кулера, для того чтобы следить за скоростью его вращения. Кроме того, необходимо программное обеспечение, имеющее функции мониторинга (Motherboard Monitor, SpeedFan и т.д.).


                                                      Схема взята с сайта компании Zalman

                                                      На регулируемые каналы (1-4) можно подключать вентиляторы с энергопотреблением до 7 Вт, т.е. практически все решения, предназначенные для использования в ПК. Собственно на один канал можно повесить 2 или 3 вентилятора, главное чтобы их суммарное энергопотребление не превышало 7 Вт. На каналы 5,6 можно подключать устройства любой мощности, лишь бы блок питания вашего компьютера справился с этой нагрузкой. К этим каналам подключается зачищенный провод без разъема.

                                                      • Контроллер вентиляторов ZALMAN ZM-MFC1
                                                      • Материнская плата ABIT SA6 (3 разъема для вентиляторов с мониторингом оборотов)
                                                      • Блок питания FSP235-60GTW 235 Вт
                                                      • 80×80 мм ZALMAN ZM-F1 (тахометр)
                                                      • 80х80 мм Spire FD08025B1L (тахометр)
                                                      • Боксовый кулер от PIII (тахометр)
                                                      • Неоновая лампа Thermaltake Perfectlight 1720 Purple
                                                      • Цифровой мультиметр
                                                      • ПО SpeedFan 4.06

                                                      С помощью мультиметра измеряем максимальное и минимальное напряжение на каждом из четырех регулируемых каналов (1-4). В среднем получаем 5 и 10,5 В, что укладывается в пятипроцентный допуск производителя. Вентиляторы с тахометром (ZALMAN ZM-F1, Spire FD08025B1L, Intel Box (PIII)) поочередно подключаем к первому каналу контроллера, затем напрямую к блоку питания (по показаниям мультиметра там 11,9 В) и измеряем минимальную и максимальную скорости вращения.

                                                      ВентиляторМинимальное напряжение (В)Максимальное напряжение (В)Подключение напрямую к блоку питания (В)
                                                      510,511,9
                                                      Скорость вращения вентиляторов (оборотоы в минуту)
                                                      ZALMAN ZM-F1148726572885
                                                      Spire FD08025B1L138319742235
                                                      Intel Box (PIII)146138354272

                                                      Еще один интересный момент. Для достижения максимального напряжения ручку достаточно повернуть наполовину. Это несколько неудобно. Напомню, что ход ручки составляет 270°.

                                                      Положение ручки0° (минимум)135° (середина)270° (максимум)
                                                      Напряжение5 В10,5 В10,5 В

                                                      Все три вентилятора успешно завелись при минимальном напряжении. Если остановить подключенный вентилятор во время работы (сымитировав, например, попадание в лопасти провода), то светодиод может погаснуть, может загореться ярче, а может и гореть, как и прежде. Все зависит от напряжения.

                                                      Напряжение5 В10,5 В
                                                      СветодиодЛибо погаснет, либо загорится ярчеБудет гореть без изменения яркости

                                                      По моей субъективной оценке при минимальной скорости вращения все вентиляторы становятся практически бесшумными. Собственно говоря, это именно то, что нам и требовалось.

                                                      Рассмотрим два оставшихся канала (5 и 6). Измеряем напряжение в нижнем и верхнем положениях тумблера — получаем 5 и 11,9 В соответственно. Подключаем неоновую лампу, включаем в положение +12 В — лампа светится, как ей и положено. Подключаем вентилятор ZALMAN ZM-F1. Значения скорости оказываются такими же, как и в предыдущем случае (5 В — 1487 об/мин., 12 В — 2885 об/мин.).

                                                      В процессе тестирования было выяснено, что само устройство в ходе работы не издает никакого шума.

                                                      Краткие выводы

                                                      Контроллер работает и выполняет свои обязанности на 100%, т.е. позволяет снизить шум, издаваемый вентиляторами внутри системного блока. Прост в установке и в работе. Имеет эффектный внешний вид. А что, собственно говоря, еще нужно? Мне кажется, что ZALMAN ZM-MFC1 при своей не очень высокой стоимости может стать весьма неплохим выбором.

                                                      Замена вентилятора и снижение тока с помощью резистора

                                                      В стандартном блоке питания установлен обычный вентилятор на 12В размерами 80х80мм, который можно отключить и поставить вместо него аналогичный или более тонкий и медленный 80мм вентилятор, который, в свою очередь, желательно переставить на 5 вольт.
                                                      Снижение тока с помощью резистора
                                                      Более грамотное решение — снижение тока с помощью резистора, включенного в разрыв провода питания вентилятора. Суть этого метода заключается в том, что на красный провод припаивается постоянное сопротивление или переменный резистор, при этом можно будет самостоятельно отрегулировать соотношение шумохлаждение. Номинал устанавливаемлого постоянного резистора зависит от мощности вентилятора и степени снижения оборотов — для типовых кулеров применимы резисторы от 10 до 75 Ом мощностью 0,25 Вт.
                                                      Достоинства: дешевизна, хороший дизайн (не требуется прокладывать провода или занимать розетку), низкий шум. Недостатки:

                                                      нужно найти подходящее сопротивлениерезистор,
                                                      необходимость в качественной пайке,
                                                      сопротивление довольно сильно нагревается в процессе работы, следовательно, в блоке питания где и так уменьшается эффективность охлаждающей системы, появляется источник дополнительного тепла совсем ни к чему
                                                      шум всё-таки остается, хотя и становится намного тише.

                                                      Алгоритм установки резистора:

                                                      Выключить компьютер
                                                      Развинтить корпус блока питания.
                                                      Найти среди двух проводов, идущих к крыльчатке плюсовой провод (обычно красный) и перерезать его (удобнее всего по середине)
                                                      Впаять переменный резистор
                                                      Медленно прокручивать вариатор резистора, пока не будет при включении обнаружено вращение крыльчатки без посторонней помощи
                                                      Желательно часа 3-4 погонять блок питания, изредка проверяя пальцем его температуру. При обнаружении перегрева следует уменьшить сопротивление.
                                                      Выключить питание, выпаять резистор и измерить его сопротивление
                                                      Подобрать такой же резистор, только с постоянным сопротивлением и впаять его на то место, где был переменный
                                                      Изолировать места спайки и собрать блок питания

                                                      Подобный способ применяется не только на любительском уровне: промышленно выпускаются переходники, обычно там используется резистор 10 Ом, который снижает обороты незначительно. Недостаток — сильное ограничение пускового тока вентилятора. В один прекрасный момент забившийся пы лью подшипник может не позволить ротору сдвинуться с места.

                                                      Опытные пользователи рекомендуют при установке резистора в разрыв провода питания вентилятора не экономить на его мощности. Простейший расчет показывает, что, например, для того, чтобы запитать типичный процессорный вентилятор с током потребления 200-370 мА от пониженного резистором напряжения 6-7 вольт, его мощность следует выбирать не менее 6В*200мА=1,2 Вт (то есть резистор на 2Вт — это фактически необходимый минимум, хотя иногда можно обойтись и одноваттным резистором).
                                                      Более корректное решение — включение в разрыв цепи питания вентилятора стабилитрона с напряжением стабилизации 3–6 В. Подбором типа стабилитрона можно выбрать нужные обороты, при этом сохраняется и большой пусковой ток, и работоспособность схемы контроля оборотов. Мощность стабилитрона следует выбирать не менее 1-2 Вт (в зависимости от вентилятора) и на предельный ток до 0,3-0,5 А (такие стабилитроны обычно имеют немалые габариты). Более логично здесь взять маломощный стабилитрон и "усилить" его ток при помощи простейшей транзисторной схемы.

                                                      Реобас — промышленное устройство, использующее переменные резисторы, и служащее для плавного изменения скорости вращения вентилятора, а следовательно, регулирующее не только производительность вентилятора, но и уровень шума и вибрации. В этих устройствах используются реостаты, что позволяет плавно регулировать напряжение, подаваемое на устройство. Но, несмотря на то, что все устройства работают по одному принципу, они очень сильно различаются.
                                                      Например, реобас Cooler Master Musketeer имеет расположенные на лицевой панели три аналоговых индикатора, на которые выводится информация о напряжении, подаваемом на вентилятор, уровне звукового давления и температуре в точке, куда помещён термодатчик. Также присутствуют два ползунка — первый отвечает за изменение напряжения, а второй за уровень громкости соответствующего выхода звуковой карты. Диапазон вольтметра колеблется от 0 до 12 вольт, но напряжение регулируется в пределах от 6 до 11 вольт. Диапазон измерителя уровня звука колеблется от –20 до +3 дБ. Температура отображается в пределах от 10 до 90 градусов по Цельсию. В комплект также входит удлинитель провода кулера, переходник с трёхконтактного разъёма на четырёхконтактный (это позволяет подключать к реобасу не вентилятор, а, к примеру, неоновую лампу — при регулировке напряжения, подаваемого на лампу, наблюдается явление — начинает светиться не вся лампа, а её часть).

                                                      Использование подобных решений обязательно требует наличие программ мониторинга, контролирующих вентиляторы. Если монитор системной платы плохо совместим с низкооборотным вентилятором, необходимо обновить BIOS: большинство производителей добавили в последнее время поддержку низкооборотных кулеров.
                                                      Следовать описанным выше рекомендациям нужно с осторожностью:

                                                      не все компьютерные вентиляторы могут уверенно стартовать при напряжении 5В, то есть запитав такой пропеллер от 5В можно лишиться обдува вообще;
                                                      перевод вентиляторов на постоянное питание от 5 или 7 вольт чреват резким ухудшением теплового режима работы компьютерных компонентов при длительной активной работе. Гораздо разумнее здесь применить автоматическую регулировку скорости вращения в зависимости от текущей температуры критических компонентов;
                                                      если ставить резистор в разрыв провода питания вентилятора, то экономить на его мощности не стоит. Простейший расчет показывает, что, например, для того, чтобы запитать типичный процессорный вентилятор с током потребления 200-370 мА от пониженного резистором напряжения 6-7 вольт, его мощность следует выбирать не менее 6В*200мА=1,2 Вт (то есть резистор на 2Вт — это фактически необходимый минимум, хотя иногда можно обойтись и одноваттным резистором);
                                                      аналогичные расчеты мощности справедливы и для стабилитрона — его следует выбирать на мощность не менее 1-2 Вт (в зависимости от вентилятора) и на предельный ток до 0,3-0,5 А (такие стабилитроны обычно имеют немалые габариты). Более логично здесь взять маломощный стабилитрон и "усилить" его ток при помощи простейшей транзисторной схемы.

                                                      ‹ Основные методы уменьшения шума
                                                      Вверх
                                                      Обслуживание вентилятора ›

                                                      голоса
                                                      Рейтинг статьи
                                                      Читать еще:  Регулировка яркости экрана линукс минт
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector