Bt-teh.ru

БТ Тех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности эксплуатации сцепного устройства тягача

Особенности эксплуатации сцепного устройства тягача

устройство: что делать, чтобы оно прослужило как можно дольше, как часто проводить диагностику и куда обращаться при необходимости ремонта?

Особенности эксплуатации сцепного устройства тягача

устройство, или ССУ, не зря называют пятым колесом. Этот механизм выполняет очень важную работу, отличается выносливостью и износостойкостью, а к его конструкции предъявляются самые строгие требования.

или устройство соединяет тягач с полуприцепом. Его состояние напрямую влияет на такие параметры, как устойчивость, управляемость, манёвренность, плавность хода автомобиля. Поэтому при первых же признаках неполадок рекомендуется провести осмотр и, при необходимости, ремонт ССУ. Внимательное отношение к работе этого узла — залог сохранности груза и безопасности транспортного средства.

В этом материале мы рассмотрим основные тонкости эксплуатации и ремонта седла тягача, а также поговорим о возможных дефектах в работе устройства и о мерах, которые необходимо принимать для продления срока его службы.

Техническое обслуживание седла тягача

Прежде чем перейти к нюансам технического обслуживания сцепного устройства тягача, рассмотрим его конструктивные особенности.

ССУ состоит из механизма, плиты опоры и крепёжных элементов. Масса устройства сравнительно невелика: она может достигать 300 кг, при этом седло принимает на себя часть нагрузки от полуприцепа.

В зависимости от типа соединения выделяют полуавтоматические механизмы, когда сцепка осуществляется вручную, и автоматические, в которых за сцепление отвечает электроника. Сегодня нередко используют системы, оснащённые сенсорными датчиками: считываемая информация о состоянии узла передаётся на монитор в кабине водителя.

На каком бы из типов ССУ вы ни остановили свой выбор, для исправной работы механизма следует придерживаться следующих правил эксплуатации:

  • осуществлять сцепку и расцепку строго согласно инструкции;
  • соблюдать регламент технического обслуживания;
  • при первых признаках поломки проводить осмотр и, при необходимости, ремонт сцепного устройства.

Рабочий ресурс узла может достигать 2 млн километров и более — но, чтобы он прослужил так долго, нужно уделять должное внимание его обслуживанию. К тому же необходимо учитывать, что его составляющие подвержены естественному износу. Межсервисный интервал может отличаться в зависимости от требований производителя.

Чтобы необходимость в ремонте седла грузовика возникала как можно реже, рекомендуется проводить профилактические работы:

  • раз в неделю отсоединять прицеп, чтобы смазать плитку и механизмы запора;
  • контролировать затяжку болтов;
  • регулярно осматривать узел на предмет появления коррозии, трещин и прочих механических повреждений;
  • раз в год очищать опору сцепного устройства от старого смазочного вещества.

Причины поломок седельно-сцепного устройства

Нередко поводом для ремонта ССУ или устройства становится нарушение правил эксплуатации транспортного средства:

  • перегруз;
  • нарушение регламента установки самого устройства;
  • несовместимость ССУ и полуприцепа по массогабаритным характеристикам;
  • транспортировка неправильно или ненадёжно закреплённого груза.

Также среди наиболее распространённых причин поломок устройства можно назвать дефекты подвески полуприцепа и её некачественный ремонт, нарушение соосности колёс, использование неподходящих запчастей. И, как мы уже отметили выше, отдельные элементы узла со временем подвергаются естественному износу, что закономерно влияет на его функционирование.

Если вы наблюдаете следующие признаки, необходимо как можно скорее произвести осмотр узла:

  • люфт;
  • неустойчивость прицепа на дороге;
  • стук в задней части тягача.

Плохая устойчивость и подозрительные звуки, которые издаёт авто, могут свидетельствовать и о проблемах с подвеской. Но, если вы убедились, что она находится в оптимальном состоянии, велика вероятность того, что потребуется именно ремонт сцепного устройства.

Можно ли самостоятельно проводить диагностику ССУ?

При необходимости водитель может самостоятельно осмотреть седло тягача. Для этого необходимо расцепить автопоезд, подложив под колёса противооткатные упоры. Подчеркнём, что осуществлять расцепку и последующую сцепку необходимо согласно инструкции, — в противном случае есть риск повреждения механизма.

Проведите визуальную диагностику ССУ на предмет износа резинок и подушек, запорных деталей. Устаревшие расходники необходимо обновить. Далеко не всегда для этого требуется демонтаж устройства — отдельные элементы меняются достаточно легко. Если же предпринятые действия не помогли устранить тревожные симптомы в поведении авто или проблема оказалась серьёзнее, лучше не экспериментировать и обратиться за ремонтом устройства на станцию обслуживания грузовой техники.

В отдельных случаях может понадобиться замена плиты ССУ — если имеют место механические повреждения, либо если на её поверхности есть неровности.

Не рекомендуется производить замену плиты ССУ самостоятельно, так как это достаточно сложный технологический процесс. Специалисты сервиса оперативно проводят такие процедуры на разных видах полуприцепов.

Надо ли регулировать седло грузовика?

Наблюдаете перечисленные признаки неисправностей ССУ в работе транспортного средства? Некоторые сцепные устройства требуют регулировки. Однако важно проводить её совместно с регулировкой полуприцепа — это обязательное условие.

У каждого производителя свои особенности механизма регулировки седла, поэтому, не обладая должным опытом, лучше обратиться к профессионалам. Стоимость процедуры относительно невысока, зато результат будет гарантированно качественным.

Почему важен своевременный ремонт

Чтобы ответить на вопрос, почему важен своевременный ремонт седла грузовика, необходимо вернуться к характеристикам транспортного средства, на которые влияет состояние данного устройства.

Неисправности и дефекты в работе ССУ неизбежно повышают аварийность автомобиля. Как и в случае с любым другим узлом грузовика, вовремя не устранённые небольшие повреждения приводят к крупным поломкам. Например, механизм может попросту заклинить или, что ещё серьёзнее, оторвётся прицеп.

Главное — не эксплуатировать авто, если ощущается биение ССУ. Это является сигналом серьёзной поломки. При первой же возможности обратитесь в автосервис для диагностики и ремонта сцепного устройства.

Как продлить срок службы ССУ

Интенсивная работа, непростые условия на большей части территории страны не могут не оказывать влияние на состояние узлов и агрегатов коммерческого транспорта. Поэтому рано или поздно даже самое надёжное устройство потребует ремонта. Тем не менее, соблюдение некоторых правил позволит увеличить срок эксплуатации механизма.

Как продлить срок службы ССУ:

  • Проводите предрейсовую подготовку устройства — убедитесь в надёжности крепления седла к раме.
  • Избегайте интенсивного торможения при спуске.
  • Используйте только качественные смазочные материалы, рекомендованные производителем.

И ещё один важный момент: не пренебрегайте сроками планового ТО. В его регламент включена диагностика грузовика: специалисты осматривают и при необходимости проводят ремонт ССУ, замену плиты. Это лучшая гарантия того, что поломка не случится в самый неожиданный момент.

СТО, которой доверяют

Если потребуется профессиональная помощь в Омске и Омской области, обращайтесь за ремонтом седла тягача в «Целую фуру»: проведём диагностику, заменим изношенные детали, подберём сцепное устройство в сжатые сроки.

  • более 16 лет опыта работы с европейскими большегрузами;
  • 4000 квадратных метров производственных площадей, оснащённых по последнему слову техники;
  • комфортабельная зона отдыха для водителей и охраняемая стоянка;
  • удобство сотрудничества (при последующих обращениях вам не нужно диктовать данные авто — они будут занесены в нашу базу).

Мы понимаем, как важно для наших клиентов избегать длительного простоя техники. Наличие собственного склада запасных частей и расходников — оригиналов и аналогов от проверенных производителей — позволяет проводить ремонт сцепного устройства и любые другие работы максимально оперативно. Востребованные детали есть в наличии. Редкие, благодаря отлаженной логистике, доставляем в срок от суток.

«Целая фура» — это две сервисные станции, расположенные по адресам:

  • Омская обл., с. Троицкое, ул. 1-я Луговая, 9а;
  • Омск, ул. 10 лет Октября, 219.

Для записи воспользуйтесь формой на сайте или свяжитесь с нами по телефону 8 800 333 49 69.

Читать еще:  Регулировка опор при усадке дома

Стоимость ремонта седла

Стоимость ремонта седла зависит от сложности и объёмов работ и определяется прайсом. Ознакомиться с ним можно в разделе «Цены на услуги» на нашем сайте. Также наши специалисты готовы проконсультировать вас и сориентировать по стоимости по номеру 8 800 333 49 69.

Общие характеристики, сборка и составные части, каталог продукции

Седельно-сцепные устройства и монтажные плиты

Седельно-сцепные устройства – это части конструкции седельных тягачей, соединяющие их с полуприцепами.

Седельно-сцепные устройства являются соединительными элементами для сцепки транспортных средств между собой, требующими специального разрешения в соответствии с конструкционным типом, и им предъявляются самые высокие требования техники безопасности. Всегда имеется возможность приобретения седельно-сцепных устройств, рассчитанных надежную связь между тягачом и полуприцепом.

Вовремя сборки, эксплуатации седельно-сцепных устройств следует соблюдать указания изготовителей транспортных средств, а также правила, содержащиеся в руководствах по монтажу и эксплуатации от фирмы JOST, и выполнять соответствующие национальные нормативы. В Германии действуют директивы §§19, 20, 21, 27 Технические требования к эксплуатации безрельсового транспорта (StVZO).

Возможен заказ седельно-сцепного устройства JSK 42 с большим выбором кронштейнов любой ходовой высоты конструкции и различными схемами отверстий для монтажа рам и плит. В зависимости от модификации и высоты конструкции возможно снижение общей массы от 30 до 60 кг. Следует также отметить простоту управления данным седельно-сцепным устройством: Удобная запорная ручка позволяет выполнять разблокировку и открытие JSK 42 одной рукой.

Общие характеристики

Седельно-сцепные устройства JOST соответствуют высочайшим требованиям сервиса, надежности и удобства их обслуживания. Отсюда следует целый ряд преимуществ:

1

  • Высокая надежность в эксплуатации
  • Эксплуатация при сложных условиях нагрузки
  • Автоматическое предохранительное устройство
  • Требуется лишь соответствующее визуальное наблюдение за безопасностью
  • Защита от угона в виде навесного замка

2

  • Плавная регулировка замкового механизма, что способствует уменьшению износа
  • Легко заменяемая “подковка” (противоизносное кольцо)
  • Легко заменяемые антифрикционные пластины
  • Замена противоизносных колец без демонтажа седельно-сцепного устройства

3

  • Длинная, легко доступная запорная ручка
  • При эксплуатации пользователь защищен от грязи
  • Деблокировка стопора посредством стального троса
  • JSK42: Управление одной рукой без стопора и стального троса

Область применения

Седельно-сцепные устройства JOST допустимы для всех систем полуприцепов. Варианты моделей с нагрузкой от 6 до 50 тонн представлены в следующей диаграмме.

Устройство и составные части

На рисунках показано принципиальное устройство седельно-сцепного устройства JOST

5

Седельно-сцепные устройства предназначены для эксплуатации на седельных тягачах. Автоматически закрывающийся и блокирующийся механизм замка соединяет шкворень полуприцепа с седельным тягачом при сцепке. Автоматический стопор гарантирует фиксацию запорной ручки и, к тому же, указывает на то, что седельный тягач и полуприцеп находятся в состоянии рабочей сцепки.

6.1

B модели JSK 42 в рукоятке интегрирован дополнительный предохранитель. За счет этого возможна разблокировка и открытие запорной ручки одной рукой (удобная запорная ручка).

Функция запорной ручки для открытия JSK 42

6.2

Противоизносное кольцо с пластмассовой вставкой: для серий JSK 37 E, JSK 37 EW, JSK 37 CW и JSK 42

6.3

6.4

Противоизносное кольцо из стали: для серий JSK 37 C, JSK 36 DV, JSK 38 и JSK 50

При выборе седельно-сцепного устройства следует с особой тщательностью выполнять все требования, касающиеся хранения, техобслуживания и монтажа. В основу конструкции седельно- сцепного устройства заложен принцип универсальности его применения.

Модель “С” с резиновым подвесом

7

Седельно-сцепные устройства с резиновым подвесом особенно рекомендуются при эксплуатации в сложных дорожных условиях. Резиновые подушки обладают противоударным свойством и не требуют техобслуживания.

Модель „D”, “Е” и “К” с подвесом на втулках

8

Подвес на втулках выполнен в расчете на самые низкие установочные высоты и в модификациях „E” и „K” не требует техобслуживания. Оно в наибольшей степени подходит для эксплуатации подъемных устройств и механизмов перемещения. Модель “К” смягчает нагрузки на раму за счет эластичности подвеса (поперечные колебания).

Карданное соединение – Модель „G”

9

Карданное соединение позволяет поперечные кручения автопоезда при движении по бездорожью. С расчетом на большие нагрузки карданный шарнир оснащен износоустойчивыми втулками. Во время движения по дорогам общего назначения поперечные колебания могут быть заблокированы.

Подготовлено для централизованной смазки – Модели “Е”, K” и все модели с вариантом “Z”

10

Седельно-сцепные устройства должны обрабатываться смазкой (ручная смазка). Седельно-сцепные устройства модели “Е”,
“К” и все модели варианта “Z” могут быть подключены к централизованной системе смазки. Седельно-сцепные устройства модификации W (с антифрикционными пластинами) не требуют трудоемкого техобслуживания, т.е. необходима только смазка замка. Для детального просмотра обращайтесь к инструкции по монтажу и эксплуатации.

Монтаж на плите

11

Седельно-сцепные устройства устанавливаются с помощью монтажных плит на раме тягача. Имеется большой выбор высот седельно-сцепных устройств и монтажных плит. За счет этого возможна точная подборка высоты седельного устройства к системе полуприцепа.

Монтажные плиты для седельных устройств JOST соответствуют требованиям директивы ECE R55-01 класса J и рассчитаны на то, чтобы выдерживать усилия, прикладываемые для поворота колес принудительно управляемых полуприцепов. Мы предлагаем Вашему вниманию целый ряд специальных комплектов для крепления, с помощью которых монтажная плита и седельно-сцепное устройство соединяется с тягачом.

Mонтаж на раме

12

Седельно-сцепное устройство устанавливается непосредственно на рамах транспортного средства или на вспомогательных рамах седельного тягача. Во время установки или переустановки необходимо следовать рекомендациям, содержащимся в руководствах по монтажу для седельно-сцепных устройств и монтажных плит фирмы JOST, а также соответствующих директивах изготовителей транспортных средств.

Не требующее трудоемкого техобслуживания седельно-сцепное устройство, вариант “W

Седельно-сцепные устройства серий JSK 37CW/EW и все седельно-сцепные устройства серий JSK 42 модификации „W” снабжены антифрикционной пластиной, а механизм замка – противоизносным пластмассовым кольцом. В комбинации с не требующими трудоемкого техобслуживания опорами с резиновым блоком или установкой на ось необходима лишь одна точка с использованием небольшого количества смазки – на участке возле замыкающего крюка. Все противоизносные кольца можно легко и быстро заменить. Таким образом, не требующие трудоемкого техобслуживания седельно-сцепные устройства экономят время, денежные средства и сохраняют ресурсы.

13

Заводская табличка с обозначением модели

Заводская табличка с обозначением модели седельно-сцепного устройства крепится сбоку седельной плиты. При заказе запасных частей просим Вас указывать номер артикула и заводской номер.

14

Определение показателя D

Определение конструктивных параметров седельно-цепного устройства в соединении с транспортным средством осуществляется производителем транспортного средства (конструкт. данные в соответствии с директивой 94/20/ EG, приложение Vll).

Показатель D, наряду с нагрузкой на седло, также является критерием грузоподъемности седельно-сцепных устройств и монтажных плит.

Показатель D вычисляется по следующей формуле:

15

Допустимые технические данные нагрузки для седельно-сцепных устройств JOST Вы найдете на заводской табличке с обозначением модели или в каталоге продукции JOST. Они действительны для предписанного использования в соответствии с директивой 94/20/ EG, ECE-R55. При дополнительных динамических нагрузках, например, эксплуатации на неровной проезжей части и на стройках, необходимо иметь запас по показателю D, либо подобрать более мощное седельно-сцепное устройство и проконсультироваться с JOST.

Каталог продукции

Приведенная ниже таблица показывает стандартные модификации, зависящие от нагрузки, хранения и техобслуживания. Другие варианты моделей поставляются по запросу.

СерияЗамокЗагрузка показатель D (кН)Нагрузка на седло U (т)Опора с резиновым блокомОпора с осью (пальцем) – 37 или с пластиковым вкладышем – 42Карданное соединениеТехобслуживание
JSK 26D2“50.06XM
JSK 36 DA*2“152.020XM
JSK 36 DV2“152.020XM
JSK 37 C2“152.020XM
JSK 37 CW2“152.020XW
JSK 37 CZ2“152.020XZ
JSK 37 E2“152.020XZ
JSK 37 EW2“152.020XW
JSK 37 EA*2“152.020XZ
JSK 37 EAW*2“152.020XW
JSK 37 ER*2“152.020XZ
JSK 37 ERW*2“152.020XW
JSK 37 ME1402“126.015XZ
JSK 37 ME140W2“126.015XW
JSK 42 K0*2“152.020XZ, W
JSK 42 K2-K6*2“152.020XZ, W
JSK 42 K7*2“152.020XZ, W
JSK 42 K8*2“152.020XZ, W
JSK 42 MK 1402″126.015XZ,W
JSK 42 MK 1622“152.020XZ, W
JSK 38 C-13 1/2”260.036XM, Z
JSK 38 C-1 2”2“170.028XM,
JSK 38 G-13 1/2”260.036XM, Z
JSK 38 G-1 2”2“170.028XM, Z
JSK 38 MC3 1/2”260.036XM, Z
JSK 503 1/2”300.050XM

Условные обозначения:

X = модификация опоры M = ручная смазка

Z = предусмотрено подсоединение к централизованной системе смазки тягача

M, Z = по выбору предусмотрена ручная или централизованная смазка

W = не требуют трудоемкого техобслуживания, т.е. необходи ма только смазка замка

* = монтаж на раме перед использованием данного седельно-сцепного устройства необходим запрос для получения разрешения от производителя транспортного средства

Седельно-сцепное устройство

Седельно — сцепное устройство крепится к раме с помощью кронштейнов 16 (рисунок 67). К кронштейнам 16 с помощью кронштейнов 17 крепится седло. Кронштейны седла опираются на подушки 18, которые располагаются в гнездах седла.

Под седлом расположен разъемно — сцепной механизм, который состоит из заднего захвата 12, переднего захвата 13 и запорного кулака 5, имеющего два положения — открытое и закрытое. На штоке запорного кулака 5 установлена пружина 4, которая удерживает кулак 5 в закрытом положении. Для открытия (перемещения) кулака на конце штока имеется рукоятка 1, которая крепится гайками 3. Гайки 3 служат также для регулировки зазора в захватах со шкворнем полуприцепа. Кулак в открытом положении удерживается с помощью пружины 10 защелкой 7.

Задний захват 12 вращается на пальце 15, закрытом крышкой 8, закрепленной гайкой 14. Для удержания кулака от случайного открывания служит планка предохранительная 20, которая крепится к седлу болтом 21. Пружина 4 прижимает шток запорного кулака 5 с фиксирующим буртиком к стенке отверстия.

С целью исключения неплотного прилегания торца заднего захвата 12 к кулаку 5, в захват вмонтирована вращающаяся опора 6.

В конструкции седельно — сцепного устройства предусмотрена регулировка диаметра отверстия под шкворень с целью устранения зазоров между захватами и шкворнем.

Регулировка зазоров при первоначальной сцепке тягача с полуприцепом осуществляется в следующей последовательности:

— отверните гайки 3 на штоке;

— произведите сцепку тягача с полуприцепом и проедьте 100 -200 метров, произведя при этом 2-3 притормаживания автопоезда с целью выбора зазора между захватами и шкворнем;

— заверните гайки 3 до соприкосновения с рукояткой 1, рукоятка при этом должна соприкасаться с седлом. После этого гайку доверните еще на полоборота и законтрите.

Для устранения зазоров в захватах в процессе эксплуатации необходимо отвернуть гайки 3, проехать автопоездом 100-200 метров с притормаживанием до исчезновения зазоров и после чего завернуть гайку до соприкосновения с рукояткой 1, которая должна соприкасаться с седлом. После этого гайку довернуть еще на 1/2 оборота и законтрить ее.

Рисунок 67. Седельно-сцепное устройство

1 — рукоятка; 2. 4. 10 — пружины; 3 — гайка; 5 — запорный кулак; 6 — опора вращающаяся; 7 — защелка; 8 — крышка. 9. 11.21 — болты: 12 — захват задний; 13 — захват передний; 14 — гайка; 15 — палец; 16, 17 — кронштейны; 18 — подушка; 19 — седло; 20 — планка предохранительная

При невозможности отрегулировать зазор из — за износа запорного кулака и захватов изношенные и деформированные детали замените и повторите регулировку зазоров между захватами и шкворнем, как описано выше.

Для расцепки тягача с полуприцепом необходимо поднять планку 20 вверх, рукоятку 1 вручную (или с помощью монтировки, вставленной в торец рукоятки) повернуть на себя до момента стопорения запорного кулака 5 в вытянутом положении защелкой 7. При этом автоматически освобождается шток запорного кулака 5, его стопорящий буртик входит в направляющее отверстие бобышки седла.

В случае, если перемещение рукоятки на себя затруднено (при усилии, приложенном к рукоятке 25 — 40Н) рекомендуется рукоятку несколько раз переместить вверх — вниз при одновременном повороте на себя. При этом защелка 7, упираясь в торец запорного кулака 5, будет удерживать его в открытом положении. При выезде тягача шкворень полуприцепа проворачивает задний захват 12 относительно пальца 15, при этом захват 12 своим торцом нажимает на защелку 7, проворачивает ее, освобождая запорный кулак 5, который, перемещаясь под действием пружины 10. упирается в торец заднего захвата 12 и удерживает его в открытом положении.

Сцепка тягача с полуприцепом осуществляется автоматически. После сцепки необходимо убедиться, что предохранительная планка 20 находится в вертикальном положении, что свидетельствует о произошедшей сцепке тягача с полуприцепом.

Уход за седельно — сцепным устройством

Перед выездом на линию проверить надежность крепления седельно — сцепного устройства к раме автомобиля, состояние захватов, запорного кулака и пружины защелки.

Изношенные и деформированные детали своевременно должны заменяться новыми.

Не реже одного раза в год очистить опорную поверхность седла, захваты и кулак от старой смазки и смазать новой согласно химмотологической карте.

Как устроено седельно-сцепное устройство на тягаче

Седельно-сцепное устройство используют для сцепки тягача и полуприцепа. Безопасность движения фуры зависит от прочности крепления сцепки. Водители называют седельное устройство «пятым колесом». Это устройство крепится на тягач и передаёт часть нагрузки полуприцепа на оси грузовика.

Устройство ССУ

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

Грузонесущая плита в ССУ имеет простую структуру и принимает на себя часть веса груза. В детали есть прорезь входа шкворня полуприцепа, для установления прочной фиксации. Совместный механизм с тягачом при поворотах будет осью излома грузовика. В нижней части плиты расположена система — сцепка-фиксация. Автоматическое соединение деталей играет роль надежного замка. Различают два вида ССУ – шкворневое и бесшкворневое (роликовое).

Конструкция

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

Шкворневое устройство, расположенное на грузовике, представляет собой металлический массивный круг (плита) с прорезью посередине. На полуприцепе есть шкворень. Сцепная пара фиксируется шкворнем в прорези плиты (опора) и крепится захватами.

Разъемно-сцепная система необходима для подачи усилий между конструкциями автопоезда, что делает возможным маневр поворотов полуприцепа к тягачу и вокруг оси сцепного шкворня в горизонтальном положении.

Бесшкворневое устройство отличается от шкворневой подвески конструкцией и фиксированием поворотной стойки к поворотному кулаку, которые соединены шаровыми пальцами. Этот механизм значительно уменьшает нагрузку на действующие шарниры.

Элементы ССУ

Седельно-сцепное устройство грузового автомобиля состоит из нескольких элементов. Производители предлагают ССУ в следующей комплектации:

  1. Разъемно-сцепное устройство. Принцип работы: при торможении и повышения скорости берет на себя нагрузку грузовика, выполняет функции поворотов. Наибольшая безопасность у элементов с одним захватом крепежа.
  2. Плита опоры. Плита – основа для фиксации пальца. Литая металлическая конструкция имеет нужную жесткость.
  3. Элементы крепежа. Деталь сцепки закрепляют на раму тягача. Элементы классифицируют на две группы: плитки монтажные и уголковые. Детали имеют разный размер.

Когда тормозные системы передают усилия тяги опорной плите, палец находится в разгрузочном состоянии от продольно действующих нагрузок. А из-за захвата детали по верхнему поясу уменьшаются изгибающие моменты на шкворень.

Разновидности

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

Седельно-сцепное устройство бывает: шкворневым и бесшкворневым. Данные элементы различаются конструкцией и выносливостью.

Шкворневые

Шкворневое ССУ – механизм, обеспечивающий прочную связь полуприцепа с тягачом. Все шкворневые детали имеют полуавтоматический механизм регулирования, он предотвратит самопроизвольное отцепление груза. Один из замков должен иметь ручное управление. Грузоподъемность поездов, имеющих в составе полуавтоматические устройства, равна 100 тонн. Седельные механизмы авто выдерживают нагрузку от 3 до 50 тонн. А это помогает автопоездам, таким как, марки Даф, Мерседес или Вольво перевозить многотонные грузы на дальние расстояния.

Бесшкворневые

Бесшкворневое ССУ — устройство, совмещенное с седельно-сцепным механизмом и опорным звеном. Операция расцепки-фиксации элементов автопоезда и подключение электрических и тормозных магистралей делается автоматически. Кнопка, приводящая в действие автопоезд, находится в салоне водителя. Такие механизмы монтируются в агрегаты, выполняющие грузоперевозки по городу на небольших расстояниях со сменой нескольких полуприцепов в день. Масса автопоезда, имеющего в технической конструкции автоматически работающий цепляющий элемент, составляет не более 25 т. Автомобиль же перевозит груз весом более 1-2 тонны.

Этап фиксации шкворня в полуприцеп производят в следующем порядке: задним ходом, по траектории подгоняют тягач к полуприцепу. Перекатываясь, колесики, направляют прицеп к тягачу, и постепенно приподнимают полуприцеп, и катки опорного звена отходят от земли.

Обратите внимание: Когда автомобиль медленно двигается назад, шарнир опорного механизма выходит из второго крепежа (предварительно закреплен к стойкам). Во время подъема стоек опоры пружина (крепежа) растягивается. Запорные крюки присоединяются к работе направляющих роликов, в результате преобразуется движение крюков вокруг своей оси (в обратном направлении). Операция «движение» продолжается до тех пор, пока крюк не преодолеет сопротивление пружины и постепенно опустит фиксаторы вниз. Направляющие ролики плотно закрепляются крючками, создается прочный замок.

Варианты монтажа

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

Своевременный монтаж предотвратит быстрый износ плиты. Поэтому внешнюю поверхность запчасти покрывают пластичной смазкой. Известные бренды по производству седельных элементов Georg Fisher и Jost применяют аналогичный подход к продлению срока эксплуатации седла. Если на опоре есть антифрикционные накладки из полимера, то их периодически заменяют на новые. Это гарантирует бесперебойное использование седла в течение 20 лет.

Важно! Чтобы избежать динамических нагрузок, в ССУ между опорной плитой и кронштейнами мастера ставят резиновые подкладки, препятствующие механическим повреждениям при нагрузках. По мере износа материал меняется на новый.

Чтобы установить седельно-сцепное устройство, необходимо переместить устройство при помощи гидравлического или механического привода. Регулирование проводится из салона водителя. Затем устройство фиксируется сцепным механизмом.

В соответствии распоряжения 94/20 ЕС ССУ фиксируют по следующим правилам. На монтажную плиту необходимо закрепить не меньше 8 винтов М 16 с классом прочности – 8.8, которые должны плотно примыкать к поперечному и продольному валу ССУ. Рекомендуется пользоваться фиксирующими наборами компании JOST. При монтаже опорные стойки должны опираться на плиту. Для волнистых монтажных плит наряду с прилеганием в зоне резьбового соединения требуется опора в средней зоне.

Рекомендуется опорные стройки фиксировать в продольном или поперечном положении, монтажную плиту – только в продольном, предварительно приваренными упорными металлическими листами. При этом нужно использовать метод сварки, указанный изготовителем монтажной плиты или транспортного средства. ССУ, не имеющее в конструкции фланца, крепят корончатой гайкой со шплинтом, а устройство с фланцем — фиксируют к опорному листу заклепками.

От использования монтажной плиты можно отказаться, если гарантируется, что моменты затяжки болтов правильны, и фрикционное соединение безупречно. Поэтому крепеж болтов нужно выполнять так, чтобы предписанные моменты затяжки или силы предварительного натяжения можно было обеспечить надолго. В области зажима болтов толщина слоя лакокрасочного покрытия должна составлять не более 120 мкм на деталь. Болтовые соединения следует защищать от саморазвинчивания.

Самостоятельная диагностика

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

Чтобы не тратиться на СТО, можно провести проверку состояния на рабочем месте. Для чего потребуется:

  • Расцепить автопоезд. Закрепить колеса прицепа противооткатными опорами. Во время расцепления нужно обратить внимание на портативное управление опорных стоек, на состояние механизма, который препятствует касанию полуприцепа земли.
  • Визуально проверить детали сцепления полуприцепа грузового автомобиля на отсутствие повреждений.
  • Осмотреть дышло, и шарниры в месте фиксации рамы полуприцепа.
  • Сцепное оборудование должно во время работы двигаться легко, без пауз. Устройство закрепить, опору дышла поставить в нерабочий режим, затем провести контроль на прочность крепежа в данном положении.

Техническое обслуживание седла

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

Контроль состояния «пятого колеса» проводится минимум 2- 3 раза в месяц. Частый осмотр продлит эксплуатационные свойства ССУ. Поэтому рекомендуют:

  • Оценить надежность пружин крепления захватов к запорному кулаку.
  • Периодически плиту нужно обрабатывать маслом.

Надо ли регулировать

Регулировка седла на тягаче – одно из условий поддержания работоспособности механизма. Во время перевозок седло быстро изнашивается. Правильную работу плиты определить визуально невозможно, поэтому нужно знать некоторые причины и перечень частых поломок узлов грузовика. Характерный признак для проведения регулировки – появление стука при остановке и движения автопоезда.

Обратите внимание: Регулировка проходит быстро: нужно снять седло и при необходимости поменять резинки и втулки; тщательно промыть почистить место клина от грязи и засохшего масла.

Устранение зазоров

Вертикальные силовые опоры тягача не всегда под воздействием на каркас большого давления груза подвержены прогибам. Во время поворотов на седло идет большое давление, в перпендикулярном направлении, что сильно травмирует верхнюю часть плиты, на поверхности которой образуются небольшие зазоры. В процессе эксплуатации быстро изнашивается сцепной шкворень. Эта деталь требует отдельного ремонта у специалистов.

Зазоры седла марки York и Jost устраняются после поджимания клинов запора к шкворню. Манипуляции по удалению просветов проводят при помощи винтового управления или автоматической металлической пружиной.

Управление сцепкой

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

Производители предлагают несколько вариантов автоматизации сцепки-расцепки для обеспечения функций пневматической системы и датчиков.

Например, Georg Fisher – сенсорная система, которая обеспечивает безопасность. Процесс регулируют 2 датчика, которые следят за прочностью крепежа. Возникновение неполадок отображается при помощи сигналов, передающихся в автосалон машиниста, на панели авто загорается лампочка. Водитель может сам следить и регулировать состояние крепежа, ориентируясь по боковым зеркалам.

Высота седла у тягачей, положение замка, состояние сцепки – все операции регулируются датчиками, которые расположены в салоне.

Как продлить срок службы ССУ

Нет водителей, которые бы не мечтали исключить из профессиональных будней проведение капитального ремонта. Для продления срока эксплуатации и машины, и ССУ рекомендуют ежедневно соблюдать правила:

  • Перед движением после сцепления в прицеп удостовериться в плотной фиксации шкворня.
  • На поверхности седла перед сцеплением всегда должна быть смазка.
  • Покупать качественные смазочные вещества.
  • Один раз в 5 дней нужно проводить профилактику: отсоединить прицеп, почистить и смазать плитку, палец и системы запора. Использовать в обработке только густые, вязкие смазки.
  • Периодически нужно контролировать состояние механизмов и узлов (искать коррозии, вмятины и трещины); болты должны быть прочно натянуты.
  • Опорная часть седла очищается от старой смазки минимум раз в год.

Своевременное техническое обслуживание ССУ — основной фактор, продлевающий срок эксплуатации, как самой детали, так и автопоезда.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector